У нас уже
21989
рефератов, курсовых и дипломных работ
Сделать закладку на сайт
Главная
Сделать заказ
Готовые работы
Почему именно мы?
Ценовая политика
Как оплатить?
Подбор персонала
О нас
Творчество авторов
Быстрый переход к готовым работам
Контрольные
Рефераты
Отчеты
Курсовые
Дипломы
Диссертации
Мнение посетителей:
Понравилось
Не понравилось
Книга жалоб
и предложений
Название
Влияние особенностей привязанности матери к ребенку первых лет жизни и ее реагирования в эмоциональной ситуации на здоровье ребенка
Количество страниц
60
ВУЗ
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ В МЕДИЦИНЕ И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ
Год сдачи
2012
Содержание
АННОТАЦИЯ
В рамках настоящего исследования изучалось влияние привязанности матери к ребенку первых двух лет жизни и характера вариабельности ритма ее сердца в эмоциональных ситуациях на успешность снятия диа¬гноза, поставленного ребенку в роддоме и участковым врачом. Было обследовано 100 испытуемых, из них 50 матерей (средний возраст 24,46 ±5,57 года) имеющий детей первого года жизни, и 50 матерей (средний возраст 25,54 ±4,9 лет), имеющих детей второго года жизни. Основной базой для проведения исследований послужила детская поликлиника МУЗ №1 города Краснодара. Исследование проводилось в период с августа 2009 года по апрель 2011 года. Были проанализированы амбулаторные карты детей. Матери заполняли тест-опросник на оценку уровня привя¬занности и участвовали в эксперименте, в котором проводилась запись ритма сердца во время припоминания ими приятных и неприятных ситуаций, связанных с ребенком. По¬казано, что уровень принятия ребенка матерью влияет на вероятность снятия у него диагноза в первые два года жизни. Парасимпатический тип реагирования матери при при¬поминании положительных событий, связанных с ребенком первого года жизни, являет¬ся прогностическим фактором высокого уровня привязанности матери к ребенку и веро¬ятности его выздоровления.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …..4
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ МАТЕРИНСКОЙ ПРИВЯЗАННОСТИ И ЕЕ
РЕАГИРОВАНИЕ В ПСИХОГЕННОЙ СИТУАЦИИ НА ЗДОРОВЬЕ
РЕБЕНКА 7
1.1. Материнская любовь, ее роль в развитии новорожденного 7
1.2. Тревожность, адаптивная роль тревоги.. 15
1.3. Материнская привязанность и материнская депривация в психогенно обусловленной ситуации связанной со здоровьем ребенка первых лет
жизни 24
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ВЛИЯНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРИВЯЗАННОСТИ МАТЕРИ К РЕБЕНКУ ПЕРВЫХ ЛЕТ ЖИЗНИ И ЕЕ РЕАГИРОВАНИЕ В ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ НА ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА 42
2.1.Характеристика испытуемых и базы исследования 42
2.2. Основные этапы исследования, методы исследования 42
2.3. Резульлтаты исследования, математическая обработка результатов 46
2.4. ВЫВОДЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ВВЕДЕНИЕ
Ключевые слова:
привязанность,
реагирование в
эмоциональной ситуации,
вариабельность кардиоритма,
здоровье ребенка.
Общеизвестен факт, что уже в роддоме большая часть детей получает тот или иной диагноз, который может быть снят или не снят в течение первых двух дней жизни [5]. Чем раньше снимается диагноз, тем более вероятно адекватное развитие ребенка в более поздний период [1], [4]. Ребенок этого возраста попадает к врачу не сам, его приносит мать. Более того, она или не вы¬полняет инструкции, данные специали¬стом, или выполняет их особым образом; становится очевидным, что определенные психологические особенности матери мо¬гут в большей мере благоприятствовать выздоровлению ребенка, тогда как их от¬сутствие замедлит этот процесс. Актуаль¬ность поиска подобной взаимосвязи осо¬бенно велика, потому что пластичность мозга, значительная в первый год жизни, стремительно падает в последующие годы [12], а потому раннее консультирование матери относительно способа взаимодей¬ствия с новорожденным, имеющим забо-левание, может увеличить вероятность его выздоровления.
Возможным предиктором эффектив¬ной заботы матери о ребенке может слу¬жить особенность привязанности ее к ре¬бенку [7], [8}. что можно оценить с помо¬щью опросника [3]. В исследовании мы оценивали насколько адекватно отражается реальная ситуация взаимодей¬ствия в словесных отчетах матери. Оценка предсказательной силы словесных отчетов матери актуальна, поскольку именно осо¬бенности привязанности в таком возрас¬те предопределяют как здоровье ребенка в этот период [1], так и характер взаимо¬действия его с окружением в будущем [2], [11], [12]. Более того, в силу быстрого ро¬ста ребенка и приобретения матерью опы¬та возможно изменение связи особенно¬стей привязанности с эмоциональным ре¬агированием матери уже в течение первых лет жизни ребенка.
Среди психофизиологических мето¬дов, которые позволяют адекватно оценить изменение эмоционального состояния че¬ловека, преимущество принадлежит изуче¬нию вариабельности кардиоритма [6]. Со¬временные методы анализа спектрограм¬мы ритма сердца весьма точно описывают соотношение парасимпатических и симпа¬тических влияний на синусовый узел [13], а следовательно, позволяют получить объ¬ективную оценку эмоционального состо¬яния испытуемого. Проблемой при этом всегда было воссоздание в условиях экспе¬римента эмоциональной ситуации. Однако работа с матерями маленьких детей позво¬ляет в качестве эмоциональной ситуации выбрать припоминание приятной и не¬приятной ситуации, связанной с ребенком. Это экологически значимый стимул, вы¬зывающий стабильную реакцию.
Именно поэтому целью данного ис¬следования стало изучение влияния осо¬бенностей привязанности матери к ребен¬ку первых лет жизни и ее реагирования в процессе припоминания эмоциональной ситуации на вероятность снятия у ребенка диагноза, полученного в роддоме (т.е. влияние на ускорение компенсации патологического состояния ребенка).
Задачи исследования по теме «Влияние особенности привязанности матери к ребёнку первых лет жизни и её реагирование в эмоциональной ситуации на здоровье ребёнка» представлены следующим образом:
1. Изучить состояние проблемы влияние особенности материнской привязанности, а так же её реагирования в эмоциональной ситуации на здоровье ребёнка первых лет жизни.
2. Провести экспериментольно-психологическое исследование комплексом методик, а также изучить анализ вариабельности сердечного ритма матери посредством анализа электрокардиограммы. Осуществить анализ и интерпретацию полученных данных.
3. Выявить взаимосвязь между снятием диагноза у ребёнка первых двух лет жизни и уровнем принятия ребёнка матерью.
4. Изучить влияние реагирования матери в процессе припоминания эмоциональной ситуации на вероятность снятия у ребёнка диагноза, полученного в роддоме.
5. Сформулировать выводы.
Объектом исследований является система ранних отношений мать-дитя.
Предметом исследований является процесс особенностей эмоционального взаимодействия матери с ребёнком первых двух лет жизни в аспекте влияния последнего на снятии диагноза у ребёнка, полученного в роддоме.
Гипотеза исследования — предполагается, что вероятность компенсаций патологического состояния ребёнка первых лет жизни связан с уровнем принятия ребёнка матерью.
Научная новизна исследования определяется новизной темы (Кэп), оригинальностью методического решения. Так в работе в целях получения объективной оценки эмоционального состояния матери используется метод анализов спектрограммы ритма сердца. Последний удачно сочетается с экспертно-психологическим вербальным методом исследования.
В работе доказана эффективность влияния гармоничной системы мать-дитя на вероятность снятия у ребёнка диагноза, полученного в роддоме.
Теоритическая и практическая значимость. В работе обобщены представления о влиянии особенности привязанности матери к ребёнку первых лет жизни и её реагирования в эмоциональной ситуации на здоровье ребёнка.
Материалы данного исследования будут способствовать повышению эффективности функционирования системы ранних отношений матери и ребёнка, что в свою очередь увеличивает вероятность компенсации в патологическом состоянии ребёнка первых лет жизни.
Список литературы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении необходимо отметить тот факт, что в нашем исследовании было изучено влияние особенностей привязанности матери к ребенку первых лет жизни и ее реагировании в эмоциональных ситуациях на коррекцию патологического состояния ребенка.
Было обследовано 100 испытуемых, из них 50 матерей (средний возраст 24,46 ±5,57 года) имеющий детей первого года жизни, и 50 матерей (средний возраст 25,54 ±4,9 лет ), имеющих детей второго года жизни. Основной базой для проведения исследований послужила детская поликлиника МУЗГП №9 города Краснодара. Исследование проводилось в период с августа 2009 года по апрель 2011 года.
Анализ амбулаторных карт показал, что практически все дети при рождении имели тот или иной диагноз (среди де¬тей первого года жизни — 90%, среди де¬тей второго года жизни сразу после рожде¬ния - 95%). Однако уже к концу первого года жизни диагнозы были сняты у 40% де¬тей, а на втором году жизни - у 60% детей.
Анализ привязанности показал, что большинство обследованных матерей (54%) имеют низкий уровень привязан¬ности. По типам привязанности разли¬чий между матерями детей первого и вто¬рого года жизни не выявлено. 44% матерей детей до года и 42% матерей детей от года до двух лет имеют средний уровень привя¬занности и лишь 2 и 4% матерей детей пер¬вого и второго года жизни соответствен¬но - высокий уровень. Не выявлено испы-туемых с материнской депривацией.
Далее был проведен корреляционный анализ (по Спирмену) с целью выявления связи уровня привязанности матери с ее социально -индивид уальными показате - лями (возраст, образование, сфера трудо¬вой деятельности,,число детей в семье). Выявлена только значимая связь образования матерей детей первого года жизни (г= 0,310, р < 0,05) с принятием ими ребен¬ка (значения по шкале принятие/ отвержение), что подтверждает роль знаний в каче¬стве ухода за ребенком раннего возраста.
Мы провели однофакторный дисперсион¬ный анализ для определения влияния типа привязанности на вероятность выздоровления ребенка. Значимое влияние было получено только для одной шкалы: приня-тие/отвержение матерями детей первого года жизни оказывает влияние на вероят¬ность снятия у ребенка диагноза, постав¬ленного участковым педиатром (F— 6,829, р = 0,003), в течение первых двух лет.
В дальнейшем были проанализирова¬ны данные объективного исследования ре¬агирования матерей в эмоциональных си¬туациях
Из полученных нами результатов логически вытекает ряд положений:
- выявлена связь уровня привязанно¬сти матери и отдельных параметров привя¬занности только с показателями вариабель¬ности кардиоритма при припоминании приятных ситуаций, связанных с ребенком;
- вероятность снятия диагноза у ребен¬ка первых двух лет жизни связана с уровнем принятия ребенка матерью: чем выше зна¬чения по шкале принятие/непринятие, тем больше вероятность наиболее быстрого сня-тия диагноза ребенка, полученного в роддо¬ме или поставленного участковым врачом;
- парасимпатический тип реагирова¬ния при припоминании положительных событий, связанных с ребенком, перво¬го года жизни, является прогностическим фактором эффективной привязанности матери к ребенку;
- изменения вариабельности кардиоритма матерей детей второго года жизни не связаны с особенностями их привязан¬ности к детям.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Астапов В.М. Тревожность у детей. – М.: «ПИТЕР», 2004. – С. 14.
2 Блейхер Ц.М., Крук И.В. Патопсихологическая диагностика. – Киев, 1986. – с. 200-205.
3 Блюм Г. Психоаналитические теории личности. – М., 1996. – С. 36.
4 Боули Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. М.: Академический проект, 2006.
5 Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. – М: Педагогика, 1990 г. – С. 114.
6 Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1978. – С. 33 – 35.
7 Вейн A.M. Нарушения сна и бодрствования. –.М, 1974. – С. 380
8 Вейн A.M. Проблемы и перспективы детской вегетологии. //Акт. вопросы кардиологии и вегетологии детского возраста. – М., 1986. – С. 73 – 76.
9 Вельтишев Ю.Е., Белоконь Н.А., Шварков СБ. и др. Роль психологических и средовых факторов в генезе тревожно-фобических заболеваний у детей. – М., 1994. – С. 41.
10 Верещагина Н.В. Николаева Н.И. Тестопросник, оценивающий отношение матери к ребенку первых двух лет жизни // Вопросы психологии 2009. №4. С.101-114.
11 Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. – Изд. МГУ, 2005. – С. 142 – 174.
12 Выготский Л.С. Детская психология. /Собр. сочинений. М, 1984, т. 4. С. 134-135.
13 Гарбузов В.И., Захаров А.И., Исаев Д.Н. Неврозы у детей и их лечение. – Л.: Медицина, 1977. – С. 270.
14 Джидарьян И.Л. Потребность в общении и развитие личности // Проблемы психологии личности. М, 1982. – С. 12 – 19.
15 Ершова Т.И., Микиртумов Б.Е. Формирование биосоциальной системы «мать-дитя» и ее функционирование в раннем детстве // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М Бехтерева. – 1995, – № 1, – С. 55 –63.
16 Ефимов Ю.А. Возможности диагностики донозологического этапа развития тревожно-фобических расстройств//Восьмой Всесоюз. съезд невроп., психиатр, и наркол. – М., 1988. Т. П. – С. 193.
17 Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. – СПб.: «Гиппократ». 1995. -С. 82-86.
18 Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. Ст-Петербург: Союз 1998, – С. 73.
19 Зеньковский В.В. Психология детства. – М.: Школа-Пресс, 1996. –С. 36 – 58.
20 Исаев Д.Н. Роль современных психогенных и неблагоприятных социальных факторов в генезе тревожно-фобических расстройств у детей //Обозрение психиатрии и медицинской психологии. - Л., 1990, № 1. - С. 59.
21 Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. М., 1979, С. 408.
22 Кочубей Б.И., Новикова Г.В. Эмоциональная устойчивость дошкольника. – М.: «Знание» 1988. – С. 12 – 16.
23 Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования. - В сб,: Эмоциональный стресс. – Л., 1970. – С. 16 – 18.
24 Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. – М., Изд. МГУ, 1990. – С. 19 – 43.
25 Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 3-е изд. – Изд МГУ 1972. – С. 57.
26 Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М.: Педагогика, 1986. – С. 14.
27 Люблинская А.А. Детская психология. – М.: Просвещение, 1971. –С. 41.
28 Макаренко Ю.А. Эмоции здорового и больного ребенка в деонтологическом аспекте//Деонтология в педиатрии. – Л., 1987. – С 60.
29 Математические методы анализа сердечного ритма / Под ред. В.В.Парина, Р.М.Баевского, М.: Наука,1998.
30 Менделевич В.Д., Авдеев Д.А., Киселев С.В. Психотерапия «здравым смыслом», Чебоксары, 1992, С. 46.
31 Мухамедрахимов Р.Ж. Взаимодействие и привязанность матерей и младенцев группы риска //Вопросы психологии 1998. №2. С.12-33.
32 Мухамедрахимов Р.Ж. Мать и младенец психологическое взаимодействие. СПб.: Речь, 2003.
33 Мухина B.C. К проблеме социального развития личности // Психологический журнал. 1980. т. 1, №5. – С. 201 – 204.
34 Наенко Н.И. Психическая напряженность. – Изд. МГУ, 1989. – С. 11 – 24.
35 Николаева Е.И. Психофизиология: Учебник для вузов. М.: ПЕРСЕ, 2008.
36 Никольская И.М. Диагностика эмоциональных и поведенческих отклонений у школьников // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. – №2. – 1996. – С. 184 – 185.
37 Нуллер Ю.Л. Тревога и ее терапия у детей. Журн. Психиатрия и психофармакотерапия. 2005; том 4, №2. С. 46 – 48.
38 Основная дородовая, перинатальная и постнатальная помощь // Учебный семинар Европейского бюро ВОЗ - Женева, 2002
39 Пивоварова Т.Н., Симеон Т.П. Неврозы детского и подросткового возраста. Петрозаводск 1956. – С. 82.
40 Развитие ребенка. Пер. с англ. под ред. А.В. Запорожца, Л. А. Венгера. – М.: Просвещение, 1968. – С. 19 – 25.
41 Ролло Мэй. Смысл тревоги. - М.: Независимая фирма “Класс”, 2001.- С. 174-180.
42 Симеон Т.П. Неврозы у детей, их предупреждение и лечение. М.: Медгиз, 1968. – С. 24.
43 Станислав Гроф. За пределами мозга. Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии. М., 1993 – С. 37.
44 Судаков К.В. Системные механизмы эмоционального стресса. АМН СССР. – М.: Медицина, 1981. – С. 196.
45 Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. М.: Медгиз, 1960; 1. – С.38.
46 Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. М.: Медгиз, 1969. – С. 23 – 37.
47 Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. – М.: Педагогика, 2004. – С. 20.
48 Хрестоматия по детской психологии. Под ред. Г. В Бурменской. М . 1996.
49 Циркин СЮ. Концепция психопатологического диатеза. Независ. Псих. Журн. 1998; 41 – С. 5-9.
50 Шабалов Н.П. Неонатология: Учебн. пособие: В 2 т. / Н.П.Шабалов. — Т. I. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : МЕДпресс-информ, 2004. — С. 109, 299.
Цена, в рублях:
(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
2000
Найти готовую работу
ЗАКАЗАТЬ
Обратная
связь:
Связаться
Вход для партнеров
Регистрация
Восстановить доступ
Материал для курсовых и дипломных работ
03.11.24
Лексикографический анализ единиц поля
03.11.24
Из истории слова гость и его производных
03.11.24
Семантическое поле гость в русском языке
Архив материала для курсовых и дипломных работ
Ссылки:
Счетчики:
© 2006-2024. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.